В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 ), аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
Процедура проходит по единым требованиям и включает этапы:
I.Предварительный этап (ознакомление педагога с нормативными документами, подача заявления, заполнение листа самооценки и анализ результатов его заполнения)
П. Проведение экспертной оценки педагогической деятельности:
а) Проведение экспертизы в форме представления и защиты портфолио (высшая и первая квалификационная категория).
б) Проведение экспертизы уровня профессиональных компетентностей в практической деятельности .
Данное направление включает в себя: проведение открытых мероприятий, анализ профессиональной деятельности педагогического работника с использованием различных источников для проведения оценки.
III. Принятие решения об установлении категории или об отказе в установлении квалификационной категории
Вся процедура осуществляется по одному из трех вариантов
I вариант. Проведение экспертизы экспертными группами при Аттестационных комиссиях.
II вариант. Ходатайство методического объединения педагогических работников или методической службы республиканского или муниципального уровня.
III вариант. Предоставление документов в соответствии с Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Удмуртской Республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
Аттестация педагогических работников
Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:
Педагогическим работникам, приступившим к процедуре аттестации, предлагается выбор форм прохождения аттестационных испытаний: очная или дистанционная.
Очное прохождение предполагает:
присутствие экспертов на открытом мероприятии с последующим обсуждением;
личное представление и защита портфолио педагогическим работником на заседании экспертной группы;
Дистанционное прохождение предполагает:
подготовку видеоматериалов об открытом мероприятии и обсуждение его с экспертами посредством любого вида электронной связи (при этом видеоматериалы сопровождаются технологической картой, самоанализом и анализом посещенного мероприятия со стороны руководящих работников организации, в которой работает аттестующийся педагог). При подготовке видеоматериалов открытого мероприятия педагогу необходимо учитывать следующие требования: запись предоставляется всего мероприятия, а не отдельных видеофрагментов, запись должна быть отчетливой и разборчивой. В том случае, если мероприятие проводится с участием детей, перед проведением необходимо получить согласие родителей или лиц, их заменяющих, на осуществление видеосъемки и предоставление материалов для экспертизы. Данное согласие хранится у аттестующегося педагога, экспертам не предоставляется. Аттестующийся педагог должен быть информирован о возможности использования видеоматериалов для дальнейшей работы Аттестационной комиссии;
направление экспертам по электронной почте подборку документов и сопровождающих аналитических материалов и обсуждение его с экспертами посредством любого вида электронной связи;
Наличие различных форм прохождения аттестационных процедур предполагает, что аттестующийся педагогический работник вправе выбрать любое сочетание: например, мероприятие - в дистанционной форме, представление и защита портфолио – в очной форме или все аттестационные процедуры в одной из указанных
Аттестация руководителей образовательных организаций
Целью аттестации заместителя директора является определение его соответствия занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Основными задачами аттестации являются: - формирование профессионального состава заместителей директора образовательного учреждения;
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации заместителей руководителя образовательного учреждения, их методологической культуры, личностного профессионального роста;
- использования ими современных технологий управления образовательным учреждением;
- повышение эффективности и качества контроля деятельности (развития и функционирования ОУ);
- выявление перспектив использования профессиональных компетентностей заместителей руководителя образовательного учреждения в целях развития ОУ; - определение необходимости
Оценка профессиональной деятельности вновь назначенных на должность заместителя директора основывается на определении: - соответствия квалификационным характеристикам по занимаемой должности; - участия в решении поставленных задач перед учреждением; - результативности выполняемой работы.
Решение об оценке профессиональной деятельности заместителя директора принимается в его отсутствие открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.